Главная / Лента новостей
Опубликовать: ЖЖ

Человек человеку -- Вольфович

опубликовал | 22 апреля 2014

Юрий Богомолов | - просмотров (123) - комментариев (1) -

Юрий БОГОМОЛОВ
Человек человеку – Вольфович
Последняя истерика Владимира Вольфовича вновь  (в который раз) возбудила у общественности интерес к этому персонажу. Вернее, к тому, как заткнуть сей фонтан. Засудить? Лишить права голоса в Думе? Бойкотировать в СМИ. Или просто дать ему в морду?
А по мне так, ничего этого делать не надо. Напротив, надо такое экзотическое  «растение» холить и лелеять... в научно-практических целях. Сейчас объясню: почему?    
***
Такое впечатление: сколько существует ТВ, столько с нами живет и Жириновский. Кажется, что они неразлучные братья и неизвестно, кто из них нам более ценен. И кто без кого не рентабелен.
Социально-политические площадки им были оприходованы сразу и навсегда. Вроде «К барьеру», «Пединок», «Времена». Но он не  побрезговал и развлекательными проектами. Его можно было увидеть в таком реалити-шоу, как «Империя». Там он был прекрасен в роли тирана, правда не долго – шоу не задалось. А затем засветился сразу в двух наиболее рейтинговых программах -- «Звезды на льду» и «Две звезды».
Другие политики сетуют на сокращение площадок в эфире для самопиара. Таких дискуссионных ток-шоу в свое время было действительно  раз-два и обчелся. Ну, «Времена», ну, «К барьеру!», еще «Судите сами» и практически все.
Жириновский не сетовал; он осваивал  зону, которая, напротив, расширялась и плодоносила,- зону развлекательного вещания. И отныне нет такой эстрадной площадки, на которой бы он не согласился выступить. И это, как казалось, его единственный шанс остаться на политическом плаву.
Дело-то в том, что контуры идеологической  физиономии Жириновского делались по ходу его вицеспикерского жития все более размытыми, как бы не в фокусе. На заре туманной политической юности он было примкнул к какой-то еврейской организации, но почти сразу отпрянул  и основал либерально-демократическую партию, которая даже по своей риторике ни к либерализму, ни к демократии не имела ровно никакого отношения. В августе 91-го криками поддержал путчистов. Потом с одинаковым энтузиазмом нападал и на коммунистов, и на демократов. Дружил с лимоновцами. Потом их кинул. Тут же обозвал «экстремистами». Свой электоральный урожай собирал на нескольких грядках: и на коммунистической, и на националистической. В какой-то момент стал аккумулятором протестных настроений.
Аккумулировав все, что можно, и подобрав все, что плохо лежало, Вольфович стал таким же необходимым инструментом межпартийных разводок, каким является для сантехников разводной ключ, которым можно какие угодно гайки подкручивать и какие угодно отвинчивать.
Но сколь искусно бы он ни финтил в кремлевских кабинетах и коридорах, а позиции на электоральном поле ему надо как-то сохранять, оборонять. Без них он никому не нужен. А на этом фронте не без перемен и не спокойно. Тут время от времени вспыхивают войны за передел рынка голосов избирателей. Следовательно, надо поворачиваться.
На этом рынке, как мы можем видеть, с идеями скудно. С программами бедно. Остается базар резких лозунгов, но все они в значительной степени обесценены. За древко со знаменем, на котором начертано: «Россия для русских!», ухватилось сразу несколько партий.
Конечно, можно попробовать всех перекричать, но ведь все научились повышать голос. И по скорости словоговорения он уже не рекордсмен.  
В такой ситуации, на что Владимиру Вольфович может уповать? Только на свой художественный образ. О нем и речь.
***
Поначалу образ почти одновременно испугал и рассмешил публику 90-х. Просвещенной ее части он показался пародией на пародию Гитлера. Того диктатора, которого изобразил в свое время великий Чаплин. Тут же Геннадий Хазанов, а за ним и другие эстрадные артисты бросились тиражировать карикатуры на человека, у которого мать русская, а отец юрист. Остальную публику, как тогда показалось, он купил исключительно тем, что снял табу с ксенофобского комплекса, подспудно сидевшего в советском человеке.
Купил-то купил, но не исключительно. Не только торжествующей радостью ненависти к инородцам. Он еще легализовал и право на хамство, на хулиганство в публичном месте.
Нет, самого хамства и хулиганства хватало и до него. Оно, можно сказать, пронизывало жизнь советского человека от утробы матери ( с которой он только что обошелся так неласково)  до гробовой доски, но считалось незаконным, не достойным и даже неприличным.          
А уж на ТВ, так и просто невозможным. И в первую очередь меж теми, кто представлял власть, официоз.
И вдруг такое: плескание соком, швыряние стаканами, таскание женщины за волосы, драки в парламенте… И, наконец, последний его подвиг: оскорбления беременной журналистки, вдобавок подстрекательство к ее изнасилованию своими охранниками. И все это прилюдно, под прицелами телекамер. Под выкрики самого Жириновского: «Иисус воскресе!». (Интересно: никто из верующих не оскорбился, не почувствовал себя морально раздавленным?..).
Оказалось, что на миру и мелкое хулиганство – красно. А уж тем более – крупное
Оказалось и другое.
Безъязыкая улица заговорила на парламентском уровне жестами и горлом Владимира Вольфовича. Придуманный им публичный образ – это политик с манерами и склонностями отвязанного урки. Вот за это его на первых порах и полюбил площадной электорат.
Его часто сравнивают с французским националистом Ле Пенном. Но не вполне основательно. Аналогия хромает, пожалуй что, на обе ноги. Ле Пен – политик без маски, вне образа. Он правый радикал. Свои политические очки набирает на ксенофобских настроениях определенной части французского общества. Растут националистические настроения, растет и его политический рейтинг; идут на спад, тогда и политик сдувается. На его место заступает Мари Ле Пен. И французская ксенофобия приобретает миловидное женское лицо.  
«Случай Жириновского» не может объясняться социально-экономической ситуацией. Надо войти в его непростое политическое положение. Его главный  конек – реваншизм. Но он уже  оседлан Путиным. И русифицированный Крым знаменует его триумф. А он, Жириновский, который все эти годы бился в истерике, зовя Русь к походам то на Восток, то на Запад, остался в арьергарде. И теперь амбициозный Вольфович не знает, как вырваться из тени Победителя. Что ему теперь делать? Только повышать планку бытового хулиганства в надежде на то, что улица безъязыкая его снова поймет подержит.        
***
В начале карьеры он надобен был власти как пугало. Теперь он может пригодиться в другом деле. Жириновский вернее всякого социологического опроса показывает степень озлобленности и жлобства значительной части нашего народа. Он – такой щелочной реактив, который позволяет проявить заснятое на чувствительную фотопленку.
Жириновский, как это ни прискорбно признать, вывернутый наизнанку путинский электорат. Полюбуйтесь его портретом.  
P.S.
В пятницу он разбушевался. Всю субботу и воскресение бушевал Интернет, в какой-то момент могло показаться, что лидеру ЛДПР на сей раз не избежать серьезных санкций. Уже прошло сообщение о подаче судебного иска со стороны ведомства, возглавляемого господином Киселевым, по окончании программы которого мы увидели опять же Жириновского на сей раз в шоу господина Соловьева. Он извинялся: «Я тут в Думе немножко грубо поговорил с девушкой». Еще пообещал материально помочь униженной им девушке. Соловьев принял извинения.
Это для полноты впечатления от портрета и Жириновского, и  Соловьева с Киселевым.  

комментарии (1)

Александр Зиновьев 05 мая 2014, 05:34

Есть документальный кинофильм к которому я приложил руку продюсером, оператором и водителем "Апрельские тезисы 93 года" - Тофик Шахвердиев режиссёр - вот он там у нас даже Гитлеру фору бы дал, настолько он сам себе нравился вскидыванием руки в том самом жесте.


необходимо зарегистрироваться на сайте и подтвердить email